«Второй высокий металл называется серебро,— писал в одном из своих трудов М. В. Ломоносов.— Сие от злата разнится больше цветом и тягостию. Цвет его столь бел, что ежели серебро совсем чисто и только после плавления вылито, а не полировано, то кажется, оно издали бело как мел».
Серебро и золото — два «высоких» металла, из которых изготавливают кулоны и подвески, которые часто стоят рядом в песнях, пословицах, поговорках. В старинной русской пословице говорится: «Луна — серебро, а красно солнышко — золото». В народных песнях «злато-серебро» символизируют деньги и богатство (как в прочем и в наше время, кулоны и подвески из серебра также имеют не малую ценность). «Мое злато-серебро в земле вычернило»,— поется в одной из песен. Порой серебро так же, как и золото, связывали с мздоимством, обманом, жадностью, старостью, неуживчивостью. Серебряная ложка или ее миниатюрная копия символизировала успех, а серебряный ключ — взятку. Но все же у многих народов серебро символизировало чаще всего благополучие, радость, целомудрие, знание, красноречие, мужество и благородство человеческого духа. Символ серебро древние прочно связывали с луной, олицетворением которой в древнеримской мифологии была Диана, а в древнегреческой — Селена. Имя Селены происходит от слова «селес», означающего «блеск», «сияние». Селену изображали крылатой, с факелом в руке, ведущей за собой звезды, а также мчащейся в блестящей колеснице, запряженной парой белоснежных коней или быков. Рога быков из серебра символизировали серп луны, изображение которой считалось магическим. На Руси богиня Луны Селена была покровительницей девушек. К ней обращались с заклинаниями, которые должны были помочь в трудную минуту. Особенно действенными считались те, которые произносились при полном сиянии луны с серебром, что символизировало еще больший успех. Украшения, кулоны подвески из серебра, с изображением луны считались священными и, по убеждению их владелиц, обладали волшебной силой. Были распространены так называемые кулоны-подвески-лунницы из серебра, которые имели магическое значение, являясь своеобразными оберегами. В разных уголках России археологи находят кулоны и подвески из серебра, имеющие форму лунного серпа, с рогами, обращенными вверх или вниз. Более дорогие лунницы делали из серебра, символизируя и подчеркивая тем самым магический символ серебра с Луной. Крестьянские девушки носили кулоны подвески-лунницы не из серебра, а сделанные из простых сплавов, веря в то, что они охранят их от зла. В то же время кулоны и подвески из серебра и нет были не только амулетами, но и украшениями, красотой которых любовались. Подвески отливали в каменной или глиняной форме, гравировали и украшали зернью. Классическим по технике исполнения и форме, а также более символичными серебряными изделиями, считаются лунницы из клада, найденного на Смоленщине в конце прошлого века. Они были выполнены русскими мастерами в X веке из серебра и украшены зернью. Зернью называют мелкие похожие на кулоны и подвески серебряные или золотые шарики диаметром от 0,5 мм до 4 мм. Из равновеликих шариков на металлическом украшении выкладывают плоский или рельефный узор, который нередко сочетают со сканью. Существует несколько способов получения мелких шариков, величиной от макового до просяного зернышка и крупнее. Предполагают, что русские мастера применяли следующий. Тонкую серебряную проволоку навивали виток к витку на стержень определенного диаметра. Чем тоньше стержень, тем мельче получатся шарики. Навитую серебряную спираль разрезали вдоль стержня, и она рассыпалась на одинаковые полусомкнутые колечки. Затем колечки раскладывали в небольшие углубления, сделанные предварительно на куске древесного угля, расплавляли, и в каждой канавке они сплавлялись в шарики. Шарики наклеивали согласно задуманному рисунку на очищенное изделие вишневым клеем. На покрытое зернью изделие наносили затем припой — амальгаму из серебра, растворенного в ртути. При нагревании ртуть улетучивалась, а серебро прочно соединяло шарики с основой. |